У многих пород, как например: у немецких легавых, спаниелей, ретриверов, ньюфаундлендов, наклонность к аппортированию лежит в крови, а потому развить ее очень легко. У некоторых же собак, наоборот, добиться понимания в этом отношении очень трудно. Начинать обучение лучше всего играя со щенком, бросая ему резиновый мячик и заставляя приносить к себе. Эта забава требует однако системы и уменья. Необходимо наблюдать, чтобы щенок слушался. Игрушки игрушками, а дело делом; иначе собака подрастая все будет думать, что с нею возятся шутя и недостаточно серьезно отнесется к обучению.
Для преподавания "аппортирования" служат две принадлежности, изображенные на рисунке. Сперва применяется деревянный брусок, мешок же употребляется только со временем, когда потребуется увеличить вес подноски, а также при отыскивании спрятанного (verlorensuchen). Он должен применяться также в том случае, если замечено будет, что собака имеет привычку грызть аппортируемый предмет, а также если у нее о занятия с деревянным бруском поцарапаны десна и губы. Мешок этот сделан из толстой кожи, набить опилками и завязан по концам. Для увеличения тяжести можно всыпать несколько крупных дробинок. В средней части он обшит какой-нибудь шкуркой для указания собаке места, за которое она должна хватать зубами, а также для прочности.
Аппортированию предшествует ряд упражнений. Прежде всего собака должна выучиться брать в рот указанный ей предмет и держать его зубами. Взяв собаку на цепочку, прикажите ей сесть перед собою и садитесь сами на стул, пропустив цепочку под себя так, чтобы собака была возможно ближе принадлежностей и прикажите: "пиль", "возьми" или "держи"; по этой команде собака должна взять ее в рот и держать челюстями.
Если это сразу не удается, то употребляется следующий предмет: левой рукой возьмите морду собаки, сверху через нос, или снизу за челюсть, так чтобы большой палец приходился с одной стороны, а указательный и средний с другой, позади клыков, и постарайтесь разжать ей рот. Если собака не повинуется, прижмите пальцами (той же руки) ее губы к деснам или к коренным зубам, - от боли она принуждена будет разжать челюсти, тогда сейчас же положите ей в пасть приготовленную чурку или мешок так, чтобы он приходился за клыками. Сделав это, следят, чтобы собака не раскрывала рта и держала бы то, что вы приказываете; если она противится, будьте наготове зажать ей пасть обеими руками. При этом обязательно повторяйте приказание: "держи", "возьми" и т.д.
Если собака неохотно открывает пасть, а вы неосторожно заставляете проделывать это, то может случиться, что у нее на губах (от постоянного прижимания их к зубам при насильном открывании), появятся ранки. В таком случае добиться желаемого конечно легче, но это будет мучительно для собаки и упражнения лучше прекратить, пока больные места не заживут.
Выучив собаку брать в рот всевозможные предметы, научите ее отдавать их по вашему приказанию "дай", "дай мне!" Повторяя настойчиво свое требование, разожмите ей одной рукой пасть, а другой отнимите предмет, который она держит.
Собака должна брать указываемый ей предмет, где бы он ни находился, как бы вы его ни держали, будет ли он в ваших руках или же где-нибудь, на полу, на стул и т.п.
Достигнув полного понимания приказаний "возьми" и "дай", приучайте собаку носить за вами поноску, сначала в комнате, потом на дворе и наконец на улице. При первых уроках водите ее на привязи и лишь убедившись в полном понимании, продолжайте упражнения на свободе. Если собака бросит поноску, заставьте поднять ее и повторите опыт, сжимая ей в случае необходимости челюсти.
Перейдем теперь к самому "аппортированию".
Бросив предмет, с которым производились подготовительные опыты, прикажите собаке "возьми-дай сюда", "пиль-аппорт". Собака должна исполнить приказанное ей, без шалостей, поднять, принести и добровольно отдать брошенную ей вещь. При повторениях усвоенного упражнения тяжесть поноски постепенно может быть увеличена. Особое внимание следует обратить на то, чтобы собака отдавала принесенную ею вещь только своему хозяину, а не чужому лицу, поманившему ее к себе.
Для испытания, кто-либо посторонний соблазняет собаку лакомством или же приказывает ей: "дай сюда" и пытается отнять поноску. Если собака поддается на это требование и выпустить изо рта порученный ей предмет, ее следует наказать. Этого обыкновенно вполне достаточно, чтобы внедрить собаке понятие о необходимости подчиняться требованиям исключительно только своего хозяина. Такие опыты надо проделывать, лишь убедившись в полном понимании собакой всего предыдущего, т.е. она должна безошибочно брать, носить и отдавать указанный ей предмет.
Если собака имеет привычку очень крепко закусывать приносимую ею вещь, поупражняйтесь с нею, бросая для поноски деревянный шар.
Такой опыт приучит ее брать предмет более осторожно. Собаку, умеющую аппортировать и носить поноску, можно обучить кроме того и прыжкам через различные препятствия. Как во всех предыдущих случаях, также и при обучении этой работе, начальные уроки должны происходить в комнате. Поставьте на пол (перпендикулярно к стене и на ребро) не очень широкую доску или небольшой ящик. Взяв собаку на поводок, перешагните сами через этот барьер и постарайтесь заставить ее перепрыгнуть за вами. При этом поощряйте словами "гоп" и т.п.
Необходимо заметить, что первые опыты обязательно должны быть проделаны с глухим препятствием, а не с палкой, так как в последнем случае собака попытается проползти под барьером.
Если собака не понимает или отказывается прыгать, придется вновь прибегнуть к поощрению при помощи лакомства; показав собаке кусочек сахара, заставьте по ту строну препятствия и зовите ее к себе.
Чтобы достать сахар, собака будет тянуться за ним, топтаться на одном месте и подыматься на задние лапы; воспользуйтесь этим, чтобы заставить ее взять препятствие. После прыжка отдайте приманку.
Когда собака будет вполне свободно и послушно прыгать через доску и ящик, возьмите вместо них для упражнения палку, держа ее сначала одним концом к стенке, а потом и свободно в середине комнате.
Вышину прыжка можно понемногу увеличивать, но так однако, чтобы собаке не пришло в голову, не перепрыгнув, пролезть под барьером. Далее можно испытать прыжки без поводка, на свободе. По команде "садись" собака должна сесть перед палкой; по команде "гоп" - она должна через нее перепрыгнуть.
Когда умение прыгать твердо усвоено, продолжайте эти же упражнения, но только давши собаке поноску. Выучить собаку подавать брошенные предметы, можно пользоваться этим, чтобы доставлять ей моцион, а летом чтобы дать ей возможность выкупаться и освежиться. Бросив палку в воду, старайтесь принудить собаку достать ее и принести на берег, делайте это поощряя словами, отнюдь не толкая силой; так можно легко запугать собаку, причем впоследствии она сама вряд ли пойдет в воду добровольно.
Можно еще выучить собаку приносить в дом газету, ходить за бутылками, доставать из-под кровати туфли и т.п. Первое время надо, конечно, сопровождать собаку до газетчика или булочной, затем выйти с нею только из дому и попытаться послать вперед одним лишь приказанием. Проделывая такие опыты систематически и с терпением, легко будет добиться желаемого результата.
Все упражнения, изложенные в этой главе, могут подготовить собаку к отыскиванию и аппортированию спрятанных предметов (по команде "шерш - аппорт", "ищи - дай"). Умнее проделывать это необходимо в особенности для охотничьих аппортирующих собак; оно очень важно, например, в деле приучения собаки отыскивать след своего хозяина, а также и дичи, упавшей вдалеке от охотника. Обучение начинается в комнате. Бросьте на пол незаметно для собаки мешок, с которым вы обучали аппортированию или другой какой-либо предмет. Подав команду: "шерш - ищи", возбудите внимание собаки и заставьте ее приняться за розыски оброненной вещи. Как только она начнет беспокойно бегать по комнате обнюхивая все углы, постарайтесь обратить ее внимание на отыскиваемый предмет и если она его заметит - прикажите: "дай", "аппорт"; по этой команде собака должна поднять его и подать вам. Заметим еще, что, прежде чем прятать вещь, в особенности при начале обучения, надо поднести ее к носу собаки и дать обнюхать.
Это упражнение основное, дальше уже дело учителя затруднить постепенно задачу собаки и перейти наконец к опытам на дворе, в саду или поле.
Надо приучать собаку искать чутьем, а не зрением, т.е. иначе говоря она обязана найти вещь, если даже та спрятана за стол, комод, камень, в кустах и т.п.
Наши собаки. Настольная книга для каждого имеющего собаку. (Репpинтное издание)